Учебная модель для освоения азов высшего пилотажа. "Ленивый Хоббит"
Модель предназначена для моделистов, которые уже попробовали свои силы в радио моделизме, и теперь хотят освоить азы высшего пилотажа. Предлагаемая вашему вниманию машина проста в изготовлении. При ее проектировании за основу был взят «Самолет для ленивых - второе поколение».
Правда, в начальную разработку модель внесен немалый ряд изменений. Так, поменялась геометрия крыла (теперь оно приобрело сужение), и его конструкция. Кроме того, применен раздельный привод элеронов, и поэтому вместо центральной фюзеляжной рулевой машинки теперь использованы две, - по одной на каждой консоли крыла. Также была реализована идея автора по монтажу рулевых машинок привода рулей высоты и направления вблизи оперения, на хвостовой части фюзеляжа.
Фюзеляж
Фюзеляж коробчатой формы. Его основой являются относительно толстые боковые панели (бальза средней плотности 4 мм). Верхняя панель выполнена из двух половин и имеет такую же толщину, что и боковины. П-образный бальзовый короб замкнут днищем, изготовленный из фанеры толщиной 1,5 мм.
Бортовые панели усилены изнутри фанерными накладками толщиной 1 мм имеющими окна для уменьшения веса и снижения площади клеевых соединений. Накладки имеют пазы под панель рулевой машинки управления газом. Фанеру приклеивают к бальзе эпоксидной смолой. Чтобы избежать избыточного впитывания эпоксидки в бальзу, ее поверхность в зоне армирования грунтуют жидким нитролаком. Смолу наносят на обе детали, их сжимают, убирают излишки клея, и кладут под груз. Сразу нужно отметить, что остальные швы допустимо выполнить на ПВА, но все же лучше весь фюзеляж собрать на пластифицированной смоле.
Шпангоуты имеют простую прямоугольную форму. Передний шпангоут выполнен многослойным (два слоя березовой авиационной фанеры толщиной 4 мм), имеющим окна облегчения. Накладку со стороны моторамы, вырезают из фанеры толщиной 1 мм. После полимеризации производят разметку под винты крепления моторной рамы и тягу газа. Подкрыльевые шпангоуты выпиливаются из фанеры 3 мм и согласно чертежу, облегчаются окнами. Остальные шпангоуты выпиливают из плотной бальзы 3 мм. Хвостовую проставку вырезают из заготовки легкой бальзы 10 мм.
Сборку фюзеляжа ведут на стапеле, в качестве которого можно использовать кусок хорошо высушенной и оструганной доски. К одной из боковин приклеивают шпангоуты №1-№3 и концевую бобышку.
При склейке необходимо контролировать перпендикулярность шпангоутов и боковин. После высыхания клея устанавливают вторую боковину фюзеляжа. Не забудьте установить панель рулевой машинки газа. Стяжка боковин осуществляется резиновыми кольцами, а хвостовую часть стягивают прищепкой. Выполняя эту операцию, тщательно контролируйте смещение боковин. Приклейте верхнюю обшивку фюзеляжа.
Для продолжения работ по фюзеляжу Вам необходимо будет изготовить штырь соединяющий два полукрыла.
Он выполняется из буковой рейки согласно чертежу. Бук можно заменить на мелкослойную сосну. По этой детали в боковинах фюзеляжа выпиливаются окна, которые усиливаются фанерными накладками. Эти накладки предохранят бальзовые боковины от "выламывания" при неудачной посадке. Для монтажа стоек шасси вклеивают две 10 мм фанерные бобышки. В задней половине фюзеляжа размечаются и выпиливаются окна под рулевые машинки рулей высоты и направления, внутри окна окантовываются накладкой из фанеры 3 мм.
Монтируют днище фюзеляжа. В днище вырезается окно под люк для монтажа радиоаппаратуры. Крышка люка фиксируется с помощью 4-х шурупов к сосновым рейкам.
После сборки, поверхность фюзеляжа грунтуют двумя слоями нитроклея и обрабатывают мелкой шкуркой, а отсеки двигателя и топливного бака покрывают одним-двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака или одним слоем жидкоразведенной эпоксидной смолы.
Подготовленный фюзеляж окрашивают стойкими к топливу синтетическими эмалями или оклеивают цветной термоклеящейся полиэстеровой пленкой.
Хвостовое оперение
Стабилизатор и киль цельно бальзовые, вырезаются из пластины толщиной 6 мм согласно чертежу. Заднюю кромку стабилизатора усиливают липовой рейкой 3x6 мм. В стабилизаторе выпиливают прямоугольный паз для прохождения "языка" киля, к тому же выполняющего роль посадочного "костыля". Для предотвращения стирания "костыля" он усилен сосновыми накладками.
Рули высоты и поворота, так же выполняют из легкой бальзы толщиной 6 мм. Ножом и шкуркой ему придают трапециевидное сечение.
При отсутствии бальзы киль и стабизизатор можно изготовить наборными из сосновых или липовых реек и оклеить термоклеящейся пленкой.
Киль вклеивается в пазы, изготовленные на верхней панели фюзеляжа и в стабилизаторе. При монтаже киля и стабилизатора необходимо следить за их положением относительно фюзеляжа. Киль должен быть перпендикулярен верхней плоскости фюзеляжа, а стабилизатор - его боковине. Заключительная отделка всей поверхности оперения осуществляется по аналогии с фюзеляжем.
Форкиль вырезают из плотной бальзы или липы толщиной 3 мм. Поверхность лакируется и красится.
Фонарь
Фонарь кабины выполнен из липы, облегченный долблением стаместкой или штихелем полукруглого сечения. Он изготовлен из двух частей. После окраски метанолостойкими красками фонарь монтируется на клею, на поверхности готового фюзеляжа.
Капот
Капот формуется в негативной матрице из трех-четырех слоев отожженной стеклоткани 0,1 мм. Крепление производится пятью шурупами 2x6 мм к шпангоуту №1.
Для предотвращения его смятия при неудачной посадке, к нижней части фюзеляжа приклеена сосновая рейка, которая является своеобразной "лыжей".
Крыло
Крыло наборное с жесткой зашивкой лобика. Корневые нервюры изготавливают из двухслойной заготовки. Первый слой, это 4-х мм березовая авиационная фанера, а второй - композитный: носик, через который проходит штырь, фанерный, а залонжеронная часть из бальзы толщиной 4 мм. Вторая опора штыря - полунервюра выполнена также из 4 мм фанеры и усилена 2-х мм фанерной накладкой. Остальные нервюры и полунервюры вырезаны из бальзы 2 мм.
Переднюю и заднюю кромки вышкуривают из плотной бальзы. В них делают пропилы под нервюры глубиной 1,5...2 мм. Эта мера увеличивает прочность крыла и облегчает его сборку. Законцовки вырезаются из бальзы толщиной 6 мм.
Перед сборкой необходимо заготовить комплект нервюр и полунервюр. Потом собирается каркас, состоящий из нервюр, полунервюр и стенок лонжерона. При сборке каркаса в качестве своеобразного калибра можно использовать соединительный штырь. После этого приклеиваются передняя и задняя кромки. Дождавшись полного высыхания клея, монтируют зашивку лобика и полки нервюр. Устанавливают панель рулевой машинки привода элерона. После этого каркасы консолей крыла тщательно вышкуривают.
В качестве обшивки используется толстая пленка, типа «Супер-Монокот». При отсутствии этой пленки ее можно заменить толстой (50 мкм) лавсаной пленкой. Вырез под рулевую машинку усиливают бальзовой накладкой.
Крепление крыла на фюзеляже осуществляется с помощью фиксатора, роль которого выполняет винт - саморез 2x10 мм. Для этого при установленном штыре в корневой нервюре сверлится отверстие, в которое и ввертывается саморез.
Шасси
Стойка шасси согнута из проволоки ОВС диаметром 4 мм. Коротким отогнутым концом она вставляется в отверстие, выполненное в 10-мм фанерной стойке фюзеляжа, и закрепляется накладками из Д16Т толщиной 1,5 мм. Колеса рекомендуется устанавливать диаметром не менее 70 мм.
По желанию капот на модель можно не устанавливать, но не забывайте проверить расположение центра тяжести модели, т.к. масса капота существенно влияет на центровку.
Объем топливного бака подбирается в зависимости от типа и рабочего объема устанавливаемого двигателя.
Ю. Павлов